Сайт создан на конструкторе asia.kz.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!

ПЕСОЧНАЯ SANDPLAY ТЕРАПИЯ В КАЗАХСТАНЕ

  Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, 460. БЦ "Maisat", оф.416           tel.: +7 777 239 01 11 (call, sms, what'sapp)                   e-mail: sandplaykz@mail.ru

 
Объявление от Asia.kz:
Картриджи, тонер, принтеры, расходные материалы

Картриджи, тонер, принтеры, расходные материалы по низким ценам

 
 
 
Реклама:
 
 

►Интегративный подход в песочной терапии: разнообразие вариантов в арсенале практического психолога (читать дальше)

В вопросе психологического развития ребенка, а в частности в направлении практики развития эмоционального интеллекта как составной части коммуникативной компетенции, я отдаю предпочтение методу песочной терапии (sandplaytherapy). Игра с песком была применена в юнгианской версии Дорой Кальфф, ученицей Юнга, которая работала в Цюрихе. Sandplay терапия успешно и продуктивно  адаптировалась во многих странах и в данный период времени широко распространяются в странах СНГ.

В песочной терапии акцент делается на аналитическом «поиске организующего символа» [4] в созданной песочной композиции, на образах Я, Самости, что «считается терапевтическим процессом благодаря эффекту концентрации и развитию интуиции» [4; 6], а это, в свою очередь интенсивно развивает эмоциональный интеллект, так как, согласно концепции Тревиса Бредберри и Джин Гривз, данный вид интеллекта нечто иное, как «самоосознование (способность точно различать свои эмоции в данный момент и осозновать свои стремления), управление собой (способность пользоваться осознанием своих эмоций и справляться с эмоциональными реакциями на ситуации и людей),социальная осведомлённость (способность точно «считывать» эмоции других людей и понимать, что с ними происходит на самом деле), способность налаживать отношения(способность пользоваться осознанием собственных эмоций и эмоций других людей, чтобы успешно выстраивать коммуникации)» [1].

Для осуществления задач по развитию этих параметров интеллекта песочная терапия продуктивно работает в интегративном подходе, так как «практические методы социально-психологической работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного и социального ресурсного потенциала…» - пишет профессор В. В. Козлов [3].

Песочная терапия, как следует из профессионально-практического опыта работы в интегративном режиме, «продуктивно сочетается со многими психотехнологиями» [7], такими как символдрама, арт-терапия, гештальт-терапия, сказкотерапия, нарративная психотерапия и мн. др., а также высокопродуктивна в интеграции с педагогическими и логопедическими, дефектологическими технологиями в рамках коррекционно-развивающих психологических мероприятий.

Песочная терапия позволяет кристаллизовать образы внутренних переживаний и конфликтов на поверхность песка в психологической sandplay-песочнице. «Человек приобретает опыт с помощью этих образов психического; эти образы соответствуют определённым вещам, существующим объективно в мире. Психический образ чего-либо в мире есть одновременно сумма опыта и орган психического, и человек посредством этого образа экспериментирует и позднее интерпретирует мир»[4].

Существует классическая юнгианская песочная терапия, но в данной публикации я хотела бы поделиться личным опытом интеграции технологий различных модальностей в процесс работы в рамках песочной терапии. В этом направлении, техники, подходящие для интеграции с сандплэй, необходимо адаптировать под инструментарий и под основные организационные моменты и требования песочной терапии – первостепенным из которых, по Доре Калльф - это «создание защищённого и безопасного пространства».

В предложенных ниже мною адаптированных и модифицированных техниках, которые уже прошли апробацию, как на семинарах по песочной терапии, так и в консультационно-психокоррекционной практике, за основу взяты технологии арт-терапии и нарративной терапии предложенные в книге А. Копытина и Е. Свистовской. [4]

«Техника деконструирования,

обретения контроля над собственной жизнью и обозначение жизненных целей» (авторская модификация по HoshinoandCameron, А.Копытин, 2009, Е. Свистовская, 2009)

         Данная группа входит в арсенал техник нарративной психотерапии. Деконструирование, обретение контроля над собственной жизнью и обозначение жизненных целей имеют много общего, но в тоже время и определённым образом отличаются. Нарративная терапия помогает деконструировать, изменить непродуктивные истории и создать новые, продуктивные истории своей жизни.

         Термин «деконструирование» был введён французским теоретиком Жаком Деррида, обозначая «расчленение и критический анализ идей, которые были некритично усвоены».

         По мере экстернализации проблемы и её восприятия в качестве внешнего объекта клиент получает возможность её пересмотра и формирование нового восприятия себя и своей жизненной истории.

         Специалист помогает клиенту осознать, что на доминирующие в его сознании представления или убеждения можно смотреть по-разному.

         Деконструирование, обретение контроля над собственной жизнью и обозначение жизненных целей становятся возможным благодаря исследованию альтернативных значений образов и их визуальной трансформации при создании, или обсуждении, песочных композиций, серии песочных композиций.

         Зачастую этот процесс становится интуитивным, движимый творческими импульсами клиента, формируя различные «визуальные повествования».

         Хошино и Кэмерон предлагают данный вид работы при создании серии композиций отражающих «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее». Иногда все три композиции могут создаваться на одной встрече, иногда для этого требуется несколько встреч.

 

«Психотерапевтические вопросы»

(авторская модификация по Goldenberg, 2004,  А.Копытин, 2009, Е. Свистовская, 2009)

         Новое понимание клиентом себя и своей жизни – фактически создание новой истории о себе – может быть фасилитировано путём применения ряда вопросов.          Важную роль в нарративном подходе при этом могут играть такие вопросы, которые помогают лучше осознать свой опыт и уточняют, как он воспринимает и переживает свои проблемы [Goldenberg, Goldenberg, 2004].

         Николс и Шварц [Nichols, Shvartz, 2004] предлагают вопросы следующего содержания:

  • Ø Деконструирующие вопросы, то есть те которые способствуют экстернализации проблемы, например: «Что может шептать (сказать) на ухо твоя Депрессия?», «Какие выводы ты мог бы сделать относительно твоих отношений с окружающими, принимая во внимание твою проблему?»
  • Ø Вопросы, раздвигающие границы, которые помогают клиенту увидеть положительные перспективы, например: «Можешь ли ты привести пример, когда Сомнения пытались помешать твоим отношениям, но им не удалось это сделать?».
  • Ø Вопросы – преференции, помогающие клиенту понять наличие положительных перспектив и то, что эта перспектива более предпочтительна для него, чем та, которая связана с проблемой, например: «Как ты себя чувствуешь, когда тебе удается более или менее успешно самостоятельно организовывать свою жизнь?»
  • Ø Вопросы способствующие созданию истории, то есть те, которые помогают клиенту создать новую историю на основе осознания положительных перспектив, например: «В какой мере эта ситуация отличается от тех, которые имели место в твоей жизни ранее?», «Кто первым сможет увидеть положительные изменения, которые произошли в тебе?»
  • Ø Вопросы раскрывающие качества, то есть те, которые помогают клиенту освободиться от негативного восприятия себя и акцентировать внимание на положительных качествах «Я», например: «Что можно сказать о тебе, принимая во внимание, то что ты сделал?»
  • Ø Вопросы, помогающие продолжить историю в будущее, то есть те, которые стимулируют клиента к дальнейшим положительным изменениям, например: «Что ты ждёшь от наступающего нового года?».

Использование вопросов нарративного подхода в песочной терапии осуществляется на основе созданной песочной композиции или на свободную тему или на заданную. Большую ценность может служить серия песочных картин «Прошлое», «Настоящее, «Будущее». В композициях клиент может символически обозначить взлёты и падения, значимые моменты в жизни, встречи, расставания, потери и приобретения и др. Ценность заключается в возможности целостного восприятия и описания жизненного пути, жизненной истории.

В определённый момент обсуждения такой композиции клиенту может быть предложено  изобразить второй вариант жизненного пути (после фотографирования, изменить , создать новую песочную композицию), на этот раз стараясь передать в композиции активные действия клиента и их влияние на отношения.

 

Техники визуально-нарративного подхода:

повествования, как творческая реакция на песочную композицию; повествования, как стимул создания песочной композиции

(авторская модификация по А.Копытин, 2009, Е. Свистовская, 2009) 

         Сочетание визуальной экспрессии с созданием повествований иногда в нарративной терапии называют визуально-нарративный подход. Он может быть реализован в разных формах. В одних случаях повествование сочиняется (устное или письменное), а затем иллюстрируется клиентом песочной композицией. В других случаях используются уже готовые тексты и на их основе происходит создание композиции. И наконец, когда клиент, члены семьи, создав песочную композицию, после сочиняют на основе композиции историю, сказку, рассказ, повествование.

         Достоинством визуально-нарративного подхода заключается в расширении возможностей переработки информации, связанной с предъявленным образом или текстом, ассимиляции или переформулировки содержащихся в них значений.

         Такой подход позволяет клиенту самому, за счёт индивидуальной или совместной творческой активности, постичь логические связи между аспектами личного опыта, организовать свой опыт.

  • Повествование, как творческая реакция на созданную песочную композицию.

Рассматривая рисунок, песочную композицию, чаще всего задаётся вопросы типа: «Что бы ты мог рассказать про свой рисунок, композицию?», «Что происходит на твоём рисунке, композиции?» и пр. Такие вопросы можно рассматривать как приглашение к повествованию.

Существуют клиенты, для которых рассказ о себе и своей худ. экспрессии естественен. Повествования, могут быть разного характера: истории, стихи, притчи, свободные ассоциации, напевание историй – для того чтобы передать чувства.

Существуют и немало клиентов, которым трудно что-либо говорить о своих песочных композициях. Некоторые, испытывая потребность в самовыражении, затрудняясь начать повествование, и им может потребоваться мягкая ненавязчивая помощь.

Следует учесть, что для некоторых письменное повествование оказывается более безопасным, нежели устное. Это нужно учитывать при работе с подростками, клиентами с определёнными характерологическими особенностями (шизоиды, психастеники), а также с несовершеннолетними клиентами, перенесшими психическую травму, в том числе связанную с физическим или сексуальным насилием, семейным конфликтами и т.д.

Создание повествований в качестве ответной реакции на композицию, когда клиент затрудняется это делать, можно способствовать, задавая ряд вопросов:

- «Какую историю (сказку, рассказ) можно «прочитать» по твоей композиции?»

- «Есть у твоей композиции какой-либо сюжет? В чём он заключается?»

- «Кто является главным героем в этой композиции? Расскажи про него: какова его судьба, к чему он стремится, о чём мечтает?»

- «Что предшествовало изображённой в композиции (песочной картине) ситуации: может за ней следовать? Чем всё закончится?»

Иногда можно предложить автору композиции воспользоваться прямой речью и сочинить диалоги, монологи, произносимые людьми, животными или даже неодушевлёнными предметами.

Если композиция отражает прошлые воспоминания , его восприятие прошлого, будущего, то можно предложить рассказать об этом подробнее, изложить в письменном рассказе, включая мысли, воспоминания или фантазии.

  • Повествование, как стимул для создания песочной композиции.

Готовые повествования стимулируют воображение, расширяют понимание аспектов проблемы, оживляют воспоминания и помогая клиенту в создании песочных композиций.

В одних случаях клиенту может быть предложено поделиться своими впечатлениями о прочитанных литературных произведениях, которые произвели на него сильно впечатление, возможно, принести одно их них и почитать во время сессии, а затем перейти к созданию на его основе песочной композиции.

В других случаях терапевт может взять на себя ответственность и выбрать для клиента повествование, созвучное его истории (сочинить сказку, выбрать притчу и пр.)

Используемые повествования могут выполнять ряд важных функций:

  • Повествования обеспечивают фокусировку на определённом психологическом материале (например, внутриличностные конфликты) клиента, помогают найти структуру для выражения его опыта и найти пути  их разрешения;
  • Повествования помогают создать структуру для выражения опыта клиента, осознать внутреннюю логическую связь и преемственность между разными аспектами его внутреннего мира;
  • Вовлечение детей в творческий процесс повествования может играть важную роль в их социализации;
  • Повествования помогают клиенту увидеть смысл в том, что с ним происходит, признать ценность собственного опыта, создают «творческое пространство» для освобождения клиента от стереотипных непродуктивных поведенческих программ, моделей и освоения новых, альтернативных форм поведения;
  • Много традиционные повествования (сказки, мифы), помогают сформировать представление клиента о переходных периодах, «узловых моментах» в жизни индивида: ответственный выбор, конфликт и его разрешение, встреча с внешним и внутренним препятствием и его преодолением;
  • Традиционные повествования помогают «укоренению» в реальности и нахождение ответов на экзистенциальные вопросы;
  • Традиционные повествования могут служить основой для осознания культурного наследия и культурной самоидентификации;
  • В процессе восприятия повествования активизируются процессы воображения, память, мыслительная деятельность, происходит «оживление» потребностей и переживаний;
  • Повествования обеспечивают возможность драматической дистанции, которая способствует рефлексии и осмыслению опыта, признанию и лучшему пониманию сложных и противоречивых чувств и представлений;
  • Идентифицируясь с героями историй, вместе с ними переживая динамику их отношений с другими персонажами, клиент может дистанцироваться от «слишком личных» тем и переживаний и в то же время сконцентрироваться на наиболее значимых ресурсных и проблемных аспектах своего опыта.

Благодаря историям личное может стать универсальным и быть принятым в качестве общечеловеческого и характерно для других.

     Важно различать использование повествований в терапевтической практике от некоторых других образовательных и психологических практик: в образовательной практике повествования служат инструментом обучения и воспитания, то в терапевтическом контексте повествования выступают средством актуализации и выражения различных содержаний внутреннего мира клиента, исследования и коррекции его отношений. Повествования дают возможность следования за образом, разворачиванию событий.

 

Техника «Песочница историй» (авторская модификация упр. «Корзинка историй», по А.Копытин, 2009, Е. Свистовская, 2009)

         Оснащение: психологическая песочница, красивый коврик по размерам песочницы, миниатюрные игрушки, предметы.

         Методика стимулирует повествования ребенка. Ребенка просят закрыть глаза и просунув руку в песочницу под коврик, просят вытащить какой-нибудь предмет. Далее задаются вопросы по аналогии приведённых ниже. Психолог может взять например игрушечного мишку и от его имени задавать вопросы игрушечному персонажу, которого вытащил ребенок. Эти вопросы помогут начать повествование и его развить вплоть до окончания истории:

- «Как ты попал внутрь этой «тайной песочницы»?»

- «Внутри чего ты собственно находился?»

- «Кто тебя туда посадил или ты сам туда залез?»

- «Что ты там делал?»

- «Как долго ты там находился?»

- «Что ты чувствуешь? О чём ты думаешь?»

- «Что положительного и что отрицательного в том, что ты там находился?»

- «О чём ты мечтаешь? Чего ты хочешь?»

- «Что ты можешь рассказать про своё прошлое, настоящее и будущее?»

         После  того как ребенок ответит на вопросы, он может создать продолжение истории про персонажа в песочнице и написать историю про его жизнь и приключения.

         Нередко при создании композиции и истории на них ребенком переносятся особенности самовосприятия, текущие проблемы, потребности, травмы, прошлый опыт.

«Совместное сочинение песочной истории» (авторская модификация по модификация по ACourt, 2005 и А.Копытин, 2009, Е. Свистовская, 2009)

         Британский арт-терапевт. Предлагала эту методику на основе рисования или создания книжки. Модификация предусматривает использование психологической песочницы.

         При выполнение этой техники ребенок совместно со взрослыми (терапевт, родители, сибсы, др.партнёры) начинают вместе сочинять историю, говоря: «Жили-были…», «Однажды…», «В некотором царстве-государстве…» при этом начинают выставлять в песочницу ландшафт, выбираются фигурки-герои. Терапевт может помочь, предложив паре историю про двух существ (люди, животные, взрослый-детёныш, два друга и пр.) которые отправились в путь.

         Партнёры развивают историю, поочерёдно говоря одну или несколько фраз процесс сочинения продолжается пока партнеры не придут к завершению, устраивающему их обоих.

Существует широкий класс явлений и терминов, касающихся внутреннего мира человека: эмоции, эмоциональные состояния, чувства, ощущения. «Чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе)» [2]. В практике интегративной песочной  терапии, ребёнок, через направленную психотерапевтическую игру с песком, посредством поддержки психолога, развивая эмоциональный интеллект, формирует и совершенствует базовые навыки успешной адаптации и жизни в социуме.

 

Литература:

  1. Бредберри Т., Гривз Дж. Эмоциональный интеллект. Самое важное. М.: АСТ: АСТ Москва, 2008
  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008.
  3. Козлов В. В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nrpsy.ru/teoria_problemi_vkozlov1.html
  4. Копытин А.И., Свистовская Е. Е. Руководство по детско подростковой и семейной арт-терапии - СПб.: Речь, 2009
  5. Лиар Дениз. Детский юнгианский анализ – М.: «Когито-Центр, 2008»
  6. Тримаскина И.В., Тарантин Д.Б., Матвиентко С.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развитие личной эффективности – СПб.: Речь, 2010
  7. Шевелева Е. В. Психолого-педагогические возможности применения песочной sandplay терапии в рамках Психолого-медико-педагогической службы школы, в целях развития эмоционального интеллекта учащихся и реализации успешной адаптации - Сборник V Международной научно-практической конференции "Психолого-педагогические проблемы образования в условиях инновационного процесса". Университет "Туран", Алматы, 2015
  8. Neumann Е. The Child, op.cit., p.27
  9. Boik Barbara Labovitz. Sandplay therapy: a step by step manual for psychotherapists of diverse orientation. W.W. Norton & Company, Ltd., London, 2000

Данная статья публикуется, как личный и профессиональный опыт автора, частично опираясь на ранее опубликованные тезисы к конференциям. При копировании ссылка на авторство и ресурс обязательна. Фотография из личного семейного архива автора.

Больше статей автора http://www.b17.ru/articles/vashpsyholog/

 
 
 
В Алматы запущены Клиентские психодинамические группы sandplay

Уважаемые клиенты, коллеги и участники обучающей программы в sandplay направлении!

Приглашаем Вас, принять участие в клиентской психодинамической группе, основанной на sandplay подходе. ПЕРВАЯ ГРУППА запустилась 3 февраля и успешно отработала 50 часов и выпустилась. Стали поступать заявки на участие в группе и мы решили открыть ВТОРУЮ ГРУППУ по СУББОТАМ, которая успешно продолжает работу.

Формат работы:

Дата запуска ТРЕТЬЕЙ группы в СЕНТЯБРЕ 2016 с частотой 1 раз в неделю (по средам) в вечернее время с 18:00 до 20:00 стоимость 5000 тг. за встречу ГРУППА ЕЩЕ ОТКРЫТА - ВЫ МОЖЕТЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

По прохождении программы, участникам которым необходим подсчёт часов для прохождения программы обучения sandplay, выдается сертификат от «Мастерской Психологической Практики Елены Шевелёвой», также часы  могут быть засчитаны в ППЛ.

Ведущие группы: гештальт-психолог Байструкова А.Л., аналитически-ориентированный психолог, супервизор Шевелева Е.В.

Количество участников:  8 человек (группа закрывается после 3 встречи). 

На кого рассчитана данная группа:

- желающих попробовать «что-то новенькое»;

- клиентов, исследующих и познающих себя;

- профессиональных психологов, желающих испробовать на себе метод;

- участников долгосрочной программы "Теория и практика песочной (sandplay) терапии: юнгианский и интегративный подход" Е.Шевелевой,  для выполнения   обязательных условий сертификации в программе.

Цели и задачи группы:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- проработка жизненных трудных ситуаций: прожить развод, проблемы с детьми,  проблемы во взаимоотношениях с партнерами и поиск причин;

- помощь в поиске и исследовании себя, своей личности.

Что Вы получите в результате прохождения группы:

- возможность получить поддержку и принятие;

- расширение клиентского опыта;

- возможность получить многосторонний взгляд на свои проблемы;

- множественность вариантов решения проблем.

 Отличие групповой от личной терапии:

- в групповой терапии акцент делается на межличностном взаимодействии, в личной терапии акцентируется личность клиента;

- осознавание личностных особенностей при взаимодействии в системе Я и другие в безопасном для клиента месте;

- рассмотрение, причин, проблем, через призму опыта других участников группы.

Отличие психодинамической группы от интервизорской группы:

Задачи интервизорской группы заключаются в приобретении  инструментов работы в песочной терапии, так как основу составляют авторские программы ведущих, готовых поделиться своим опытом. Тогда как клиентская группа это проживание личностного, эмоционального опыта, проработка значимых задач, имеющих корни в детском опыте.

Что такое sandplay?

Аналитический метод работы с бессознательным человека, разработанный в 1950 г., базирующийся на аналитической психологии Юнга. Инструмент (песочной терапии) – это емкость с песком и коллекция миниатюрных фигурок, позволяющих отразить весь окружающий мир и мир внутренних переживаний личности.

О ведущих:

Байструкова А. – гештальт - ориентированный психолог, sandplay-психолог. Член КАП (Казахская Ассоциация Психологов), обучающийся член ПСАГС (Общественое объединение «Профессиональное Средне-Азиатское Гештальт Сообщество».www.psybaisrukova.kz

Шевелева Е.В. – аналитически-ориентированный психолог, sandplay-психолог, педагог-психолог Высшей категории, аккредитованный супервизор и тренер (ППЛ). Член Ассоциации психологов РК, Профессиональной психотерапевтической лиги, The Association for Sandplay Therapy (USA), Общества развития аналитической психологии К.Г. Юнга.https://www.b17.ru/vashpsyholog/    https://www.facebook.com/psypraktika/

Тел для справок +7 777 239 01 11 (Елена Шевелёва), +7 777 271 09 81 (Алла Байструкова)

ПОДРОБНОСТИ и ОТЗЫВЫ:  https://www.b17.ru/training.php?id=26172

 
 
 
 
 
Задать вопрос, написать отзыв Пожаловаться на сайт